Пётр Тишков

Мифологической изобретательницей флейты принято считать греческую богиню Афину. Именно её инструмент, брошенный в гневе с Олимпа, на земле подобрал фригиец Марсий. Cатир неплохо овладел техникой игры и, как было принято, вызвался состязаться. Ему ответил покровитель муз Апполон, игравший на кифаре. Одним из судей был Мидас, который вынес приговор в пользу флейтиста. Тогда Аполлон содрал с Марсия кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами.
Также вспоминается Пан и одноименная флейта, изготовленная из тростника, к который боги превратили нимфу Сирингу.

Но это всё сказки, которые, как мы все знаем — ложь…

В реальности же, история флейты и родственных инструментов упирается в палеолит. Точнее она начинается в поздний его период — Верхний Палеолит: 35 000 — 8000 до н. э. и носит оккультный характер. В то время на земле жили люди, которых антропологи называют кроманьонцами. Принято считать их возможными предками европеоидной расы. Они объединялись не в неандертальское стадо, а в родовую матриархальную общину и в позднейший период своего существования уже использовали более двадцати видов орудий труда. Также кроманьонцы заметно продвинулись в изобразительном искусстве и были свидетелями зарождения первых языческих верований: тотемизма, фетишизма, анимизма. Тут мы вплотную подходим к истокам музыкального искусства.
Дело в том, что для шамана, а позднее для жреца, оракула или любого другого «посвяшённого», что характерно для оккультизма, необходим предмет, выделяющий его из толпы. Таким предметом была простейшая флейта, изготовленная из прочнейших материалов той эпохи — бивня мамонта или берцовой кости человека. Это характерно, например, для ориньякской культуры позднего палеолита, где обработка этих материалов была развита сильнее. Затем была глина и тростник — окарина и флейта Пана, соответственно. Некоторые исследователи датируют первые образцы, а скорее всего прототипы этих инструментов XII веком до н.э. Интересно, что с отголоском древнейшего священнодействия люди сталкиваются и сегодня — когда ходят на концерты. Смокинг и бабочка для академического музыканта, микрофон для рок-исполнителя — это рудименты тех самых вещей, которые когда-то давно отделяли шамана от простого человека.